Суббота, 18.11.2017, 11:02
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Апрель » 4 » Разъемная форма Як-1 по "бутылочной технологии"
20:08
Разъемная форма Як-1 по "бутылочной технологии"

Изготовление фюзеляжа модели самолета ЯК-1 на разъемной форме по «бутылочной технологии»

болван в сборе

   Бутылочная технология подразумевает изготовление конечной детали (фюзеляжа, капота, кабины и т.п.) путем термоосаживания ПЭТ бутылки на жесткой форме. При всей кажущейся простоте, снять готовую деталь с формы, не разрезая невозможно, а технологические разрезы даже заклеенные, снижают прочность. По этому в данной статье рассмотрим как сделать разъемную форму.

Начнем с изготовления рабочих чертежей.

   Можно нарисовать чертеж в любой чертежной программе , можно по старинке,- на «миллиметровке» набросать рабочий чертеж, но оба этих действия требуют профессиональных навыков , а таковыми многие не обладают.

   Рассмотрим  как быстро и с приемлемым качеством получить проекции вашей будущей модели в натуральную величину. Для начала надо найти исходный чертеж в любом масштабе. Мы брали за основу чертеж в масштабе 1/48 в формате JPEG. Чтобы получить чертеж в потребном масштабе масштабировать имеющийся рисунок.


Определим масштабный коэффициент.

  Распечатаем наш чертеж на листе А4, измеряем размах крыла , в нашем случае получилось 208мм(что соответствует заявленному масштабу ). Наша модель имеет размах крыла 850мм. Делим 850/208= 4,0865384615384615384615384615385,округляем до 4. Теперь открываем наш рисунок в Диспетчер рисунков Microsoft Office. Жмем изменить рисунок, в  выпавшем меню выбираем  изменить размер и в настройках инструмента устанавливаем 400%, жмем кнопку изменить. Изменения сохраняем отдельно, обозвав файл как вам нравится.

Теперь переходим к печати.

  В настройках принтера выбираем плакат 4х4, устанавливаем перекрытие, убираем галочку подогнать по полю кадра. Печатаем. Получаем «пазл» из листов А4, раскладываем, при помощи линейки и канцелярского ножа подрезаем и стыкуем, сборку проще выполнять с правого нижнего угла рисунка, склеивая листы внахлест клеевым карандашом.

  Для изготовления нашего «буратино» нас в основном интересуют боковая проекция и сечения фюзеляжа, форма и размеры переплета кабины экипажа.

  Будем считать, что все получилось и чертеж уже лежит перед нами, переходим к изготовлению шаблона фюзеляжа и контршаблонов сечений. Нам понадобится любой прозрачный жесткий, но эластичный  материал (мы использовали какой-то прозрачный и эластичный пластик, используемый в рекламе) и спиртовой тонкий маркер. Прикладываем пластик на чертеж и копируем боковую проекцию, поперечные сечения, отмечаем продольную ось, переплет кабины экипажа, место установки крыла и стабилизатора, киль не рисуем, на форме его не будет и при сборке модели он выполняется отдельной деталью из двойной потолочной плитки или сотового полипропилена. Полученные детали вырезаем ножницами по контуру, чем точнее, тем лучше.

шаблон

  Максимальная толщина фюзеляжа в нашем масштабе составляет 70мм, поэтому заготовку мы составляем из 4х15мм и 1х10 фанерных заготовок, кроме того, 10мм заготовка, будет  играть роль направляющей.

заготовки

Склеиваем попарно заготовки из 15мм фанеры, для этого можно использовать ПВА, ПУР 405 и др.


   После полной полимеризации клея складываем все 3 детали в единый блок таким образом, чтобы деталь 10мм находилась посередине, выравниваем и стягиваем струбцинами. Теперь сверлим сквозные отверстия диаметром 3мм, распределяя их равномерно по 3-5 отверстий симметрично выше и ниже относительно продольной оси,   равномерно по всей длине заготовки. Наносим линии разделения формы на правую и левую детали фюзеляжа.   Плоскости разделения должны образовывать клин расширяющейся частью в сторону крыла и образованный ими сегмент должен иметь максимальную длину на 3-4 см меньше корневой хорды крыла.

  Линия разделения направляющей  перпендикулярна продольной оси. Оси разделения боковых панелей и направляющей пересекаются своими серединами.

  Распиливаем боковые поверхности и направляющую по линиям разделения. В деталях направляющей пропиливаем по продольной оси паз шириной 9мм в переднем и среднем сегменте, а в хвостовом сегменте паз длинной 8-16см шириной 9 мм, имеющий в средней части ложемент под закладную гайку с резьбой М8.

  Приступаем к сборке сегментов. Вставляем  отрезки бамбуковых шпажек длинной 70мм. На полученные таким образом оси одеваем детали направляющей и правой боковой панели, не забыв нанести клей, там, где это необходимо. Аккуратно соединяем собранные сегменты, контролируем точность сочленения и стягиваем струбцинами.

  Дальнейшую обработку  можно выполнять  как отдельно по сегментам, так и соединив всю форму в единое целое, используя для этого резьбовую шпильку и затяжную барашковую гайку.

сегментычеликом сборка

   Из инструментов необходимы напильники различной формы, рубанок, «терки» различной зернистости, шлиф-машина ленточная. Контроль  формы выполняется по размеченным сечениям с использованием  контршаблонов.

  Нижнюю часть фюзеляжа обрабатываем в последнюю  очередь, предварительно приклеив ложементы для образования зализов крыла.


  После черновой обработки выглаживаем все поверхности мелкозернистой наждачной  бумагой. Для эстетики можно обработать  форму морилкой, подчеркнув слоистую структуру, но лаком покрывать не стоит(хотя лаки разные бывают) при нагревании лак может намертво прикипеть к бутылке затрудняя снятие детали с формы(ИМХО). Полезно выполнить разметку фонаря кабины, выхлопных патрубков, линии установки стабилизатора и киля, это поможет при сборке фюзеляжа и окраске.

!!!Форма пока не проверялась на практике, но по задумке, после осадки всех частей фюзеляжа вскрывается оболочка в районе центроплана, удаляется лишнее, вывинчивается стяжной винт и средняя часть выдвигается вниз, освобождая две другие половинки формы, которые также через отверстие ценроплана  удаляются из полученной оболочки.

Результаты работы формы выложены будут позже.

Просмотров: 6184 | Добавил: вертолет | Рейтинг: 4.4/5
Всего комментариев: 5
5  
Здравствуйте. Хотел поинтересоваться, не осталось ли чертежей шаблонов/контршаблонов?
Спасибо!

4  
Последний штрих

Летает нормально и красиво, летайте нашими самолетами, самыми самолетными самолетами в мире biggrin biggrin biggrin

3  
Вот первая ласточка, к сожалению пока станочное изготовление нам не по карману, но мы и ручками кое-чего могем biggrin

2  
Сделал первый комплект корочек на доработанной форме,пока получается туго, наибольшую сложность представляет вытяжка "внутренних" углов зализов крыла, и лобового стекла кабины. Подходящие бутылки большого "калибра" 2.5л для носа и хвоста и 3л прозрачная из под воды. Вес голого фюзеляжа без оперения 100г.

biggrin

1  
В процесссе пробных обтяжек родилась идея в корне меняющая процесс сборки и изготовления фюзеляжа, есть идея изготовления деталей на станках для производства ПЕТ бутылок, технология проверяется на практике. smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]